Почему важно посещать Всенощные бдения

Эту торжественную церковную службу называют так потому, что в первые века она начиналась вечером, длилась всю ночь и заканчивалась утром следующего дня. Возглас священника «Слава Тебе, Показавшему нам свет!», который мы слышим теперь перед великим славословием, совпадал в те времена с рассветом. А великое славословие  произносилось одновременно  с восходом солнца, и молящиеся благодарили Творца за новый день. Все песнопения и молитвы бдения при этом строго соответствовали конкретным часам суток.

Содержание
  1. Из истории Всенощных бдений
  2. Содержание Всенощного бдения
  3. Значимость Всенощного бдения для православного человека

Из истории Всенощных бдений

Прообразом Всенощных бдений служили молитвы Спасителя и святых апостолов. Из Евангельских книг мы знаем, что Иисус Христос нередко во время своей земной жизни пребывал в ночных молениях. Его ученики из-за многочисленных недоброжелателей и врагов проводили тоже ночные собрания. Первые христиане молились по ночам в пещерах и катакомбах. В основе этой древней традиции Всенощного бдения лежала евангельская заповедь Спасителя:

«Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф.25:13). 

Как определенный вид богослужений, Всенощная оформилась во времена Иоанна Златоуста. А в VIII-IX вв. святой Иоанн Дамаскин и преподобный Феодор Студит дополняли ее песнопениями и молитвословиям, которые остались в Православной Церкви и до наших дней. Постепенно по людским немощам Всенощную начинали служить в более ранее вечернее время; длительность ее тоже сокращалась. В настоящее время эта служба заканчивается вечером и длится около двух часов.

Всенощное бдение совершается по Уставу вечером накануне:

  • воскресных дней;
  • двунадесятых праздников;
  • праздников, которые отмечены в Типиконе особым знаком (например, память святителя Николая Чудотворца, апостола Иоанна Богослова);
  • храмовых праздников;
  • других праздников по местной традиции.

Но есть праздники, накануне которых Всенощная служится именно ночью. Такая традиция сохранилась перед Рождеством Христовым и праздником Святой Пасхи. В некоторых монастырях (Афонских, Валаамском и др.) бдение совершается ночью накануне и других праздников.

Содержание Всенощного бдения

Русская Православная Церковь на протяжении долгого времени сохраняет во всей своей полноте пусть и сложное, но духовное красивое Всенощное бдение.

Все́нощное бде́ние, или, как зачастую называют, просто Все́нощная, включает в себя следующие службы:

  • Великой вечерни;
  • Утрени;
  • Первого часа.

Великая вечерня напоминает основные ветхозаветные события: от сотворения мира и  грехопадения первых людей до их молитвы в надежде на будущее спасение. В начале службы открываются Царские врата, священнослужитель молча кадит алтарь. Туман ладана, тишина – это тайна сотворения мира, которая скрыта от нашего понимания и наших глаз. После выхода из алтаря, священник кадит храм, а в это время хор поет предначинательный псалом (103-й) «Благослови, душе моя, Господа!». Этот псалом царя Давида звучит как гимн, посвященный шести дням Божьего творения, которое и начиналось вечером (книга Бытия, глава 1).

Запах ладана, величавые действия церковнослужителей, торжественный хор – все это как воспоминание о райской жизни первых людей. Тогда рядом с ними обитал Сам Бог, с ними была благодать Духа Святого.

Следующий момент службы: священник в алтаре, закрываются врата, гаснет свет и замолкает хор. Достаточно знать только азы православия, чтобы понять, о чем это напоминание. Мы должны не только знать о грехопадении наших прародителей, но и помнить о постоянном грехопадении каждого из нас ныне живущих. Бог изгнал человека из рая, и священник, словно кающийся Адам, становится с непокрытой головой перед закрытыми царскими вратами и тихо читает семь покаянных светильничных молитв. Хор поет: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». В этом песнопении отражается бедственное положение человека – его нужды, болезни, страдания, покаяние и надежда на милость Бога.

Во время пения стихиры в честь Пресвятой Богородицы, священник выходит из алтаря через северные двери и вновь торжественно входит уже через Царские врата. Этот вход напоминает о  предсказаниях Ветхого Завета, в которых пророки предрекали приход Спасителя. И далее каждый момент Великой Вечерни содержит в себе величайший смысл и отсылает нас к ветхозаветным временам.

А Утреня означает наступившее новозаветное время – время прихода Спасителя в наш мир. Первые стихи утрени («Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение») звучат как ангельское славословие во время Рождества Христова. Затем в храме гасятся свечи, что олицетворяет образ тьмы, в которой находились люди до пришествия Иисуса Христа. Посреди храма чтец читает шестопсалмие, которое отражает греховное состояние человека и его надежду и веру на спасение. 

Один из самых торжественных моментов утрени и всей Всенощной – полиелей (в переводе с греческого – «многомилостив»), когда прославляется милость Божья, проявившаяся в приходе Сына Божия, спасшего людей от смерти. Открываются Царские Врата, зажигаются все светильники в храме, хор торжественно исполняет: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуйя».

На Всенощных службах, предваряющих воскресные дни, поются тропари, посвященные Воскресению Господа и повествующие о явлении ангелов женам-мироносицам.

На Утрени читается Евангелие, а затем звучит канон – все посвящено празднуемому событию, или памяти чтимого святого, или иконе. Когда читается Евангелие, то обычно Священную Книгу выносят из алтаря на середину храма, как будто из Гроба Господня. После чтения священнослужитель возвещает радостную весть о Воскресении Христа, как возвестил ее Ангел более двух тысяч лет назад. Все находящиеся в храме, как ученики Христа, кланяются, а затем целуют Евангелие. После этого священник елеем рисует на лбу каждого прихожанина знак Креста.

Заключительная часть Всенощного бдения – Первый час. Содержание этой части: 5, 89, 100 псалмы и дополняющие их молитвы, которые напоминают фрагменты Священной истории. Заканчивается Первый час молитвой, прославляющей Христа как «свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир». А в честь Божьей Матери хор поет «Взбранной Воеводе победительная».

Всенощное бдение заканчивается не радостью торжества, а тихим и смиренным обращением к Богу. Господь, победив смерть, указал нам путь в Царство Небесное, но пройти этот путь мы должны сами, исполняя Его святые заповеди.

Значимость Всенощного бдения для православного человека

Предназначение и смысл любого православного храма – быть тем местом, где возносятся благодарственные молитвы христиан Богу. А благодарение на греческом звучит как «евхаристия». Это самое главное таинство в жизни христианина – таинство Причащения, которое происходит на Литургии.

Православный христианин должен готовиться к этому таинству целый день. А церковный день по библейской традиции начинается с вечера. Поэтому важно быть не только на Литургии, но и на Всенощном бдении, так как эта служба, по сути, и является началом всего суточного богослужения. Можно провести аналогию с событиями нашей повседневной мирской жизни: чтение книги мы начинаем не с середины, а с начала; также и кинофильм нам интересно смотреть от начала до конца.

То же и с церковными службами: участвуя только в Божественной Литургии, христианин упускает половину всех событий. Пропуская Всенощную службу, мы многое теряем в своем духовном развитии. Литургия – самая важная служба в суточном цикле, но она имеет ограниченный набор почти всегда одинаковых молитв. Весь духовный и смысловой акцент праздника приходится как раз на Вечерню и Утреню, которые всегда разнообразны и очень редко повторяются (паремии, стихиры, полиелей, каноны). Священник Алексей Власов очень емко сказал:

«Это пир славословия, пир исповедания веры как радостного преломления всех граней жизни».

От незнания важности Всенощного бдения зачастую верующие покидают храм на полиелее, после совершения елеопомазания. А ведь после полиелея читаются каноны, в которых и раскрывается глубокий духовный смысл наступающего праздничного события или жития святых. Далее хор поет Песнь Богородицы, и как будто сама Божья Матерь присутствует среди молящихся. Продолжается служба Великим славословием, в котором звучат благодарения Господу за милость к грешным людям. Значит, уходя со службы до ее окончания, мы забываем поблагодарить Создателя и выказать Ему нашу любовь. 

Многие верующие говорят, что Всенощную «выстаивать» гораздо труднее, чем Литургию. Есть мнения и священнослужителей, что это действительно так, потому что Всенощное бдение – это  наш дар Богу, дар немощного человека. Присутствуя на службе, кто-то жертвует временем, какими-то мирскими делами, обстоятельствами, а Божественная Литургия – это уже жертва Бога человеку, нам. Ее поэтому, действительно, выдержать легче, но часто степень, величина принятия такой Божественной жертвы напрямую зависит от готовности человека отдать что-то  Богу.

В православном богослужении всегда много смыслов, настоящих драгоценностей из богословской поэтической сокровищницы Церкви. И эти сокровища Церковь предлагает нам, живущим в этом духовно бедном мире, для спасения наших душ. А мы иногда этого не замечаем и воспринимаем саму службу как «определенное время, которое надо отстоять», а происходящее на службе – как красивый антураж. А надо стараться понимать смысл происходящего в храме, пропускать все через свое сердце. И тогда нашу душу наполнят живые чувства, нам удастся присоединиться к благодарственной песне Богу, а богослужения и церковные обряды перестанут быть просто благочестивой традицией.

Богослужение Православной Церкви является небольшим образом-отблеском ангельского райского славословия Господу Богу. Значит, пока мы здесь на земле живем, мы должны научиться молиться, славить Бога. Церковные богослужения, искренние молитвы дают такую духовную пищу, которую не может больше дать ничто в нашем земном мире. 

«Бдите и молитеся, да не внидите в напасть..» (Мф. 26:41).

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest