Седмица 6-я Великого поста: неделя Ваий
Шестая неделя Великого поста завершает Святую Четыредесятницу, пост, установленный в честь крестных мук Господних и Его грядущего Воскресения. Лазарева суббота и Вербное воскресение предваряют Страстную неделю.
Неделю Ваий Церковь посвящает Входу Господа в Иерусалим. Этот праздник называют также Неделей цветоносной или Вербным воскресеньем за установившийся обычай освящать в этот день веточки вербы вместо пальмовых ветвей, которыми Иисуса Христа встречали иудеи, восхищенные чудом воскрешения Лазаря четверодневного.
- Начало празднования
- Лазарева суббота
- Вербное воскресенье
Начало празднования
Вход Господень описывают все евангелисты, первое упоминание о празднике встречается в трудах епископа Патарского, святителя Мефодия, и относится к 3 веку. По свидетельству святого Епифания Кипрского, уже в 4-м веке празднование Входа Господня проходило торжественно. Многие святые отцы 4-го века оставили поучения на праздник. Нынешние праздничные песнопения были составлены в 7-9 веках преподобными отцами — Андреем Критским, Космой Маиумским, Иоанном Дамаскиным, Феодором и Иосифом Студитами, а также византийскими императорами Львом Философом, Феофаном и Никифором Ксанфопулом.
Вход Господень в Иерусалим относится к самым большим, двунадесятым, праздникам в богослужебном кругу. В отличие от других двунадесятых праздников, Вход Господень в Иерусалим не имеет предпразднства и попразднства по причине поста. Однако на всех богослужениях шестой седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях упоминаются события праздника.
Пятница шестой седмицы завершает святую Четыредесятницу. В этот день служится литургия Преждеосвященных даров, соединенная с вечерней. Вечером в пятницу совершают великое повечерие.
Лазарева суббота
В субботу Цветоносной недели Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря как доказательство Божественной силы Иисуса Христа. Об этом событии рассказывает святой евангелист Иоанн. Лазарь болел, и присылали Господу сказать об этом, но Иисус не спешил в Вифанию. Даже когда пришло известие о смерти Лазаря, Господь не сразу пошел в дом друга, где оставались скорбящие сестры покойного.
Удивительно промедление Господа, ведь Он любил Лазаря и евангелист свидетельствует, что Христос прослезился, когда услышал скорбную весть. Своим ученикам Господь сказал “И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали”.
Богослужение Лазаревой субботы совершенно особенное, и своим устроением не напоминает ни один другой день. В пятницу шестой седмицы положена Литургия Преждеосвященных даров, соединенная с вечерней, и это является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. Начиная с этого дня, до понедельника Фоминой недели не упоминают память святых, и богослужение осуществляется по Триоди. Однако праздник Благовещения относится к исключениям, его непременно празднуют независимо от дня, на который он приходится, будь то на Страстной или Светлой седмице.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье имеют общий тропарь. На субботу переносятся некоторые составляющие богослужения, которые не совершаются в Цветоносную неделю, так как это двунадесятый Господский праздник.
На утрене Лазаревой субботы поются моления, которые в обычном порядке звучат лишь в воскресный день — после 17-й кафизмы поются Непорочны, после чтения Евангелия — Воскресение Христово видевше. Кроме того, после канона возглашают “Свят Господь Бог”, стихиры на хвалитех поставляются, как в воскресный день, на 8, и поется Богородичен воскресного дня “Преблагословенна еси, Богородице Дево”.
Воскресные богослужебные тексты в Лазареву субботу призваны раскрыть смысл и содержание события воскрешения Лазаря. Лазарева суббота провозвещает верным Православной Церкви будущую радость Пасхи. Ексапостиларий Лазаревой субботы содержит слова апостола Павла “Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа?” Этими словами объединяется Лазарева суббота с Пасхой, когда читается Огласительное слово на Пасху Иоанна Златоуста “Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!”
В Лазареву субботу совершается литургия Иоанна Златоуста с пением “Елицы во Христа крестистеся” вместо Трисвятого.
Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим называют Вербным воскресением, или Неделей Ваий, из-за обычая освящать вербу на утрени праздника.
Чудо о воскрешении Лазаря мгновенно разнеслось среди иудеев. Радости их не было границ. Еще бы — такой всемогущий, нужно сделать Его царем. Однако смиренный Господь хотел иудеям другого царства — Небесного Отечества.
Особенностью богослужения Вербного воскресения есть то, что собственно воскресенье в этот день не празднуется, оно как бы перенесено на Лазареву субботу. Вербное воскресение имеет 2 тропаря — один общий с Лазаревой субботой, и второй — “Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в Вышних, благословен грядый во имя Господне”. В этом тропаре заключен таинственный смысл жизни христианина: крестится, и крещением своим вместе с Господом умереть, чтобы удостоиться затем Воскресения вместе с Христом. На службе 7 раз повторяется стихира, возглашающая “Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен грядый во Имя Господне, осанна в Вышних”. Такое постоянство свидетельствует о важности этого текста.
Служба Вербного воскресения бденная, на великой вечерне читаются паремии, совершается лития, а на утрене — полиелей и праздничное окончание.
По 50-м псалме после чтения Евангелия освящается верба, — ваии. Затем служба продолжается, и верующие, подобно еврейским детям, встречают Господа, входящего во Иерусалим.
Литургия в этот день служится по чину Иоанна Златоуста, на ней звучат праздничные антифоны, входной стих, поется задостойник и произносится праздничный отпуст. Ради праздника пост послабляется, разрешена два раза в день рыба.
Евангелие дня. Библейские чтения. Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)